Гимнастические снаряды. Виды и конструкция. Особенности

Гимнастика (греч. γυμναστική [gymnastike], от γυμνάζω [gymnazo] — упражняю, тренирую; по другой версии от др.-греч. γυμνός [gymnos] — голый, обнажённый) — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.

Классификация у гимнастических палок достаточно простая, поскольку выделяется всего три основных вида, особенности каждого из них детально рассмотрены ниже:

Бодибар

Гимнастические снаряды. Виды и конструкция. Особенности

Является самым тяжелым аксессуаром, его внушительный вес обусловлен тем, что для изготовления используется металл, который затем обтягивают резиновым покрытием. Показатели веса могут различаться в зависимости от конкретной выбранной разновидности, чаще всего бодибары используются для силовых тренировок в фитнес-центрах или же при выполнении упражнений, направленных на исправление осанки.

Гимнастическая палка с амортизаторами

Предназначена, в первую очередь, для выполнения комплекса упражнений лечебной физкультуры. Она помогает прорабатывать различные группы мышц, а также необходима для комплексного укрепления всех позвоночных отделов.

Легкий снаряд

Гимнастические снаряды. Виды и конструкция. Особенности

Является классической разновидностью, которая предназначена для выполнения большинства гимнастических упражнений. На сегодняшний день на рынке имеется широкий ассортимент моделей, основное различие заключается в материале, который использовался при изготовлении аксессуара, от него уже будет зависеть вес приспособления.

Шведская стенка родом из Германии. Ее придумал немецкий учитель в XVIII веке

Использовать лесенку как гимнастический снаряд придумали не шведы, а немцы. Тюрингский педагог Иоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс вошел в историю, как дедушка современной гимнастики, сделав для этого две вещи: он суммировал знания о физическом воспитании подростков в вышедшем в 1793 году пособии «Гимнастика для юношества» и построил первый в мире уличный рукоход – шестиметровый каркас с перекладинами, к которому были подвешены канаты, веревочная лестница и палка для лазанья. Деревянная лестница, по которой можно было подниматься на верх рамы, конструкцией тоже была предусмотрена, и, можно предположить, использовали ее немецкие подростки не только по прямому назначению.

Шведская стенка родом из Германии. Ее придумал немецкий учитель в XVIII веке

Дело Гутс-Мутса продолжил его соотечественник Фридрих Людвиг Ян. Офицер-консерватор так остро переживал военные неудачи родной Пруссии, что выбрал развитие физической культуры главным делом своей жизни. Ян верил, что спорт – лучший способ поднять боевой дух нации. В начале XIX века он занялся созданием молодежных гимнастических клубов и даже попал за это в немилость к властям. В 1820-х он отсидел в тюрьме: в спортивной агитации суд усмотрел политический проект, направленный на пропаганду идей пангерманизма. Но еще до этого Ян успел скопировать деревянную раму для лазанья Гутс-Мутса, снабдив ее дополнительными снарядами – брусьями и кольцами, а лестницу сделал неотъемлемой частью конструкции и даже разработал комплекс упражнений с ее использованием.

Читайте также:  Какие упражнения со штангой делать женщине?

Гимнастика. Прыжок через козла

Ученик ставит руки на снаряд значительно впереди туловища, под тупым углом к нему. При постановке рук под углом меньше 90° плечи уйдут далеко вперёд, и усилия придётся тратить на то, чтобы поднять их.

В результате отталкивание получится низким. С началом толчка руками развести ноги врозь пошире. Толчок должен быть очень быстрым («в одно касание»). После толчка ученик, разгибаясь в тазобедренных суставах, поднимает руки назад-вверх , описывая почти круг.

Это помогает разогнуться до слегка прогнутого положения. Зафиксировав положение ноги врозь прогнувшись, ученик соединяет ноги и сгибается в тазобедренных суставах.

Ноги несколько обгоняют туловище, чтобы, встретив опору, задержать движение тела вперёд и сохранить устойчивость в момент приземления.

Прыжок на месте толчком двумя ногами с разведением и сведением их в полёте; Прыжок ноги врозь с высоты (50-100 см); Из упора лёжа на полу толчком ногами перейти в упор стоя согнувшись ноги врозь; Исходное положение – упор стоя у гимнастической стенки.

Прыжки на месте с разведением и сведением ног после отталкивания. Следить, чтобы в момент полного разведения ног в стороны таз поднимался до уровня плеч; Упражнение с партнёром: прыжок ноги врозь, сгибаясь и разгибаясь.

Прыжок выполняется толчком двумя ногами, партнёр стоит сзади и поддерживает товарища за рукой поддерживать под грудь или под спину – в зависимости от положения тела ученика перед приземлением, другой – за предплечье или за запястье. Прыжок ноги врозь через коня в длину Длина разбега 14-16 м. Мостик устанавливается на расстоянии 60-70 см.

Для правильного выполнения прыжка необходимо в полёте слегка прогнуться. Замах, как правило, не превышает 15-20°. Учащийся ставит руки на снаряд значительно впереди туловища ( плечетуловищный угол равен 150-168°). Если угол меньше, то плечи сваливаются вперёд и толчок выполняется «под себя».

После такого толчка полёт будет низким. Ноги разводятся в стороны только с началом толчка руками, и одновременно тело сгибается в тазобедренных суставах. Таз перемещается вверх. Закончив отталкивание руками, учащийся поднимает плечи вверх и постепенно разгибается.

Торопиться с разгибанием не следует, так как прогибание при толчке руками – грубейшая ошибка.

Читайте также:  Тренажёр степпер: отзывы и правила занятий

Обучение

Прежде чем приступить к изучению данного прыжка, необходимо проверить степень овладения прыжками ноги врозь через козла в ширину и длину (высота снаряда 110-120 см, мостик на расстоянии 1 м, приземление не ближе 150 см от снаряда).

Если в этих прыжках допускаются ошибки, то рекомендуется повторить упражнения для изучения отдельных фаз опорных прыжков.

Овладение прыжком ноги врозь через коня в длину осуществляется в следующей последовательности: С 2-3 шагов разбега прыжок на руки на горку из 3-5 гимнастических матов и толчком руками переход в стойку ноги врозь на матах; Стоя в приседе на ближней части коня, прыгнуть ноги врозь толчком руками о дальнюю часть коня; Прыжок ноги врозь через двух козлов, поставленных вплотную, толчком руками о дальний снаряд. Выполнять разбег, не снижая скорости перед наскоком на мостик. Следить за тем, чтобы тело в полёте было выпрямленным и руки полностью вынесены вперёд; Прыжок ноги врозь через коня с положенным на него гимнастическим матом; Прыжок ноги врозь через коня в длину с приземлением в стойку ноги врозь на горку матов, уложенных вплотную к коню на одном с ним уровне.

Обратить внимание на высоту взлёта после толчка руками и полное выпрямление в полёте. Поддерживать ученика под грудь и за руку выше локтя.

Презентация к уроку по физкультуре на тему: Гимнастика. Виды гимнастики

Слайд 1

Гимнастика Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ

Слайд 2

План урока Что такое гимнастика? Виды гимнастики. Основные средства гимнастики. Гимнастические термины.

Слайд 3

Гимнастика была известна еще в глубокой древности. Термин «ГИМНАСТИКА» в переводе с греческого обозначает «упражняю», «тренирую»; появился примерно в V веке до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей.

Слайд 4

Какая бывает гимнастика? Утренняя гимнастика; Художественная гимнастика; Ритмическая гимнастика; Спортивная гимнастика; Нетрадиционная гимнастика (с элементами йоги) Производственная гимнастика.

Слайд 5

Основные средства гимнастики

Слайд 6

1. Строевые упражнения – совместные действия в строю, содействующие воспитанию организованности и дисциплины, навыков коллективных действий, правильной осанки, воспитанию чувства ритма и темпа.

Слайд 7

2. Общеразвивающие упражнения – упражнения, выполняемые для разносторонней физической подготовки, воспитания правильной осанки. стойки, седы, приседы, выпады, положения лёжа, упоры, наклоны, повороты

Слайд 8

3. Вольные упражнения – сочетание различных движений частями тела, а также акробатических и хореографических упражнений. Их основная цель – совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений.

Читайте также:  Гимнастическая стенка – спортивный комплекс для всей семьи

Слайд 9

Важно!

4. Прикладные упражнения – ходьба, бег, метание, лазание, перелазание , переползания , равновесия, преодоление препятствий. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями для применения их в различных обстановках.

Слайд 10

5. Прыжки – (опорные и неопорные ) применяются для развития прыгучести, а также силы ног, рук, быстроты и точности движений, ловкости и решительности.

Слайд 11

6. Упражнения на снарядах – (коне, кольцах, брусьях, перекладине, бревне) Основное назначение их – это в совершенстве владеть телом и движениями.

Слайд 12

7. Акробатические упражнения – это преимущественно вращательные движения вокруг различных осей (кувырки, перекаты, перевороты, сальто и другие). Применяются для развития силы, ловкости, быстроты реакции, ориентировке в пространстве, для тренировки вестибулярного аппарата.

Слайд 13

8. Упражнения художественной гимнастики – представляют собой поточные и слитные комбинации различных по форме движений танцевального характера с предметами и без предметов. Они выполняются с музыкальным сопровождением и служат для воспитания пластичности, непринуждённости и выразительности.

Слайд 14

Раздел ГИМНАСТИКА с элементами акробатики акробатика кувырки, перекаты, упоры, седы, стойка на лопатках, «мост». снарядная опорные прыжки, висы, упражнения на брусьях, перекладине, гимнастическом бревне и т. д. прикладная лазание и перелазание, переползание, передвижение по гимнастической стенке, передвижение по гимнастической скамейке

Слайд 15

Гимнастические термины

Слайд 16

Кувырок — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.

Слайд 17

Групировка – положение тела при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени.

Слайд 19

Упор – положения, в которых плечи находятся выше точек опоры.

Слайд 20

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре

Слайд 21

Стойка — вертикальное положение гимнаста ногами вверх с опорой руками на пол.

Слайд 22

Совет!

Вис — положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата

Слайд 23

Подтягивание – это полное сгибание рук в локтевых суставах из виса на прямых руках

Слайд 24

Страховка — готовность преподавателя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение

Слайд 25

Спрыгивание со снаряда из виса или упора в гимнастике называется соскок.

Слайд 26

Равновесие – это сохранение устойчивости при выполнении упражнений гимнастики.

Слайд 27

Итог урока: 1. Что такое гимнастика? 2. Какие вы знаете виды гимнастики? 3. Перечислите основные средства гимнастики?