Проба Руфье и Руфье-Диксона для функционального тестирования: детям, взрослым и спортсменам

ElytS.ru — интернет-магазин брендовой одежды

Что такое Проба Руфье

Проба Руфье — это небольшое физическое испытание для ребенка, которое позволяет установить состояние работы сердца. Проводится оно по следующей схеме. После пятиминутного спокойного состояния в положении сидя считается пульс за пятнадцать секунд (р1), затем в протяжении сорока пяти секунд выполняется тридцать приседаний. Сразу после приседаний подсчитывается пульс за первые пятнадцать секунд (р2) a также последние пятнадцать секунд (р3) первой минуты периода отдыха. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:

Индекс = (4х(р1+р2+р3)-200)/10

Индекс Кетле / Он же Индекс массы тела (ИМТ)

От Зожника добавим еще несколько базовых тестов на самопроверку. ИМТ позволяет косвенно определить степень соответствия массы тела росту человека. Грубо говоря, позволяет  определить насколько вы толстый или худой.

Индекс Кетле / Он же Индекс массы тела (ИМТ)

Узнать свой ИМТ можно по этой формуле. Для примера подсчитан Индекс Кетле для девушки весом 41,8 кг и ростом 152 см:

Или же еще проще: найти свой рост/вес в этой таблице и узнать предварительные результаты:

Индекс Кетле / Он же Индекс массы тела (ИМТ)

Кстати, наука говорит о том, что избыточный как и недостаточный ИМТ вреден для продолжительности жизни.

Проба Руфье.

У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют число пульсаций за 15 с (P1); затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 с (Р2), а потом — за последние 15 с первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Индекс Руфье = (4 х (Р1 + Р2 + Р3) — 200 )/10

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15.

  • Меньше 3 — высокая работоспособность;
  • 4—6 — хорошая;
  • 7—9 — средняя;
  • 10—14 — удовлетворительная (средняя сердечная недостаточность);
  • 15 и выше (сильная сердечная недостаточность)

Есть и другие модификации расчета: (Р,-70) + (Р3-Р1) 10. Полученный индекс Руфье—Диксона расценивается как:

  • хороший от 0 до 2,9;
  • средний — от 3 до 6;
  • удовлетворительный — от 6 до 8
  • плохой — выше 8.

Гарвардский степ-тест. Эта проба была разработана в Гарвардской лаборатории по изучению утомления под руководством D. В. Dilla (1936). Тест заключается в подъемах на скамейку высотой 50,8 см с частотой 30 раз в 1 мин. Если испытуемый утомится и не сможет поддерживать заданный темп, подъемы прекращаются и тогда фиксируется продолжительность работы в секундах до момента снижения темпа. Однако длительность упражнения не должна превышать 5 мин.

Каждый подъем выполняется на 4 счета (лучше под метроном):

  • раз — одной ногой на ступеньку,
  • два — другой,
  • три — одной ногой на пол,
  • четыре — другой.

Высота ступеньки и длительность нагрузки зависят от пола, возраста и величины поверхности тела.

Сразу после прекращения упражнения у испытуемого, находящегося в положении сидя, измеряют ЧСС. Число пульсации подсчитывается в интервалах между 1 мин и 1 мин 30 с (Pi) между 2 мин и 2 мин 30 с (Рг) и между 3 мин и 3 мин 30 с (Рз) восстановительного периода. По продолжительности выполненной работы и количеству ударов пульса вычисляют индекс (ИГСТ), позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. ИГСТ рассчитывается по полной или сокращенной формуле:

Читайте также:  10+ советов, что делать в тренажерном зале девушке-новичку

игст = —; игст = мо°

(R1 + R2 + R8).2 Rs.5,5

где t — время восхождения (в сек); Ri, R2 и R3 — частота пульса за 1, 2 и 3 мин восстановления (подсчитывается в первые 30 с каждой минуты).

ⓘ Проба Руфье — Диксона

Проба Руфье — Диксона представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.

Существуют прямые и косвенные, простые и сложные методы определения PWC. К числу простых и косвенных методов определения PWC относят функциональную пробу Руфье и её модификацию — пробу Руфье — Диксона, в которых используются значения частоты сердечных сокращений в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших нагрузок.

Проба Руфье. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине в течение 5 мин, определяют число пульсаций за 15 с P 1; затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 с Р 2, а потом — за последние 15 с первой минуты периода восстановления Р 3. Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Индекс Руфье = 4 × P 1 + P 2 + P 3 − 200 10 {\displaystyle {\frac {4\times P_{1}+P_{2}+P_{3}-200}{10}}}

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15:

  • 7–9 — удовлетворительная;
  • 10–14 — плохая средняя сердечная недостаточность;
  • 15 и выше — сильная сердечная недостаточность.
  • 3–6 — средняя;
  • меньше 3 — хорошая работоспособность;

Есть и другая модификация расчета, называемая индексом Руфье — Диксона. В ней используются значения частоты сердцебиения за 1 минуту.

Индекс Руфье — Диксона = P 2 − 70 + P 3 − P 1 10 {\displaystyle {\frac {P_{2}-70+P_{3}-P_{1}}{10}}}

Полученный индекс Руфье — Диксона расценивается как:

  • 0.1–5 — хорошая работоспособность;
  • 5.1–10 — средняя;
  • 15.1–20 — плохая.
  • 10.1–15 — удовлетворительная;

Гарвардский степ-тест. Эта проба была разработана в Гарвардской лаборатории по изучению утомления под руководством D. В. Dilla 1936. Тест заключается в подъёмах на скамейку высотой 50.8 см с частотой 30 раз в 1 мин. Если испытуемый утомится и не сможет поддерживать заданный темп, подъёмы прекращаются и тогда фиксируется продолжительность работы в секундах до момента снижения темпа. Однако длительность упражнения не должна превышать 5 мин.

Каждый подъём выполняется на 4 счета лучше под метроном:

  • раз — одной ногой на ступеньку,
  • четыре — другой.
  • три — одной ногой на пол,
  • два — другой,

Высота ступеньки и длительность нагрузки зависят от пола, возраста и величины поверхности тела.

Сразу после прекращения упражнения у испытуемого, находящегося в положении сидя, измеряют ЧСС. Число пульсации подсчитывается в интервалах между 1 мин и 1 мин 30 с P 1 между 2 мин и 2 мин 30 с Р 2 и между 3 мин и 3 мин 30 с Р 3 восстановительного периода. По продолжительности выполненной работы и количеству ударов пульса вычисляют индекс ИГСТ, позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. ИГСТ рассчитывается по полной или сокращенной формуле:

ИГСТ = t × 100 2 × P 1 + P 2 + P 3 {\displaystyle t\times {\frac {100}{2\times P_{1}+P_{2}+P_{3}}}}

где t — время восхождения в сек; P 1, P 2 и P 3 — частота пульса за 1, 2 и 3 мин восстановления подсчитывается в первые 30 с каждой минуты.

Существует также упрощенная формула индекса гарвардского степ-теста, применяемая при массовых обследованиях:

ИГСТ = t × 100 f × 5.5 {\displaystyle {\frac {t\times 100}{f\times 5.5}}}

где t — время восхождения в секундах, f — частота сердечных сокращений ЧСС.

Результаты исследования по пробе Руфье

По результатам тестирования в СПб выявились следующие показатели:

№ п/п

Фамилия учащегося

ЧСС до нагрузки за 15 сек

ЧСС в первые 15 сек восстан.

ЧСС в последние 15 сек

Индекс Руфье

1.

Запутряев А.

17

36

25

11.2 (уд)

2.

Дюбоков В.

15

28

23

6.4 (хор)

3.

Дюбаков А.

16

31

21

8.8 (хор)

4.

Михайлов Д.

18

35

24

10.8 (уд)

5.

Мартиросьян Э.

17

34

22

9.2 (хор)

6.

Васильев В.

15

37

20

4.8 (отл)

7.

Карпенко А.

19

34

23

10.4 (уд)

8.

Миносянц А.

20

25

23

7.2 (хор)

9.

Молодцов М.

22

39

24

14 (уд)

10.

Демьянов Д.

17

28

21

6.4 (хор)

11.

Тельчаров А.

16

25

20

4.4 (отл)

12.

Оганесян К.

15

28

19

4.8 (отл)

13.

Воронцов Д.

17

30

26

9.2 (хор)

14.

Смирнов Р.

18

32

26

10.4 (уд)

15.

Агапов Е.

16

31

24

8.4 (хор)

16.

Власов Е.

19

34

27

12 (уд)

17.

Смурыгин П.

15

29

20

5.6 (хор)

18.

Ефимов А.

16

30

21

6.8 (хор)

19.

Пендюр В.

17

35

26

11.2 (уд)

20.

Литвинов Б.

17

28

19

5.6 (хор)

Читайте также:  Как правильно пить протеин чтобы похудеть

С помощью формулы

Хср.=(суммаХi)/n,

где Хi — суммарные варианты отдельных значений,

n-число вариант в совокупности,

вычисляем средний арифметический показатель. По результатам данного исследования показатель в целом дал не плохой результат — 8.4.

Таким образом, в результате тестирования выявились следующие данные: «Атлетическое сердце» — 0 учащихся

«отлично» — 3 учащихся

«хорошо» — 10 учащихся

«удовлетворительно» — 7 учащихся

«плохо» — 0 учащихся.

По результатам тестирования в Сясьстройской средней школе выявились следующие показатели:

№ п/п

Фамилия учащегося

ЧСС до нагрузки за 15 сек

ЧСС в первые 15 сек восстан.

ЧСС в последние 15 сек восстан.

Индекс Руфье

1.

Чиганков С.

15

27

23

6 (хор)

2.

Паламорчук В.

18

27

19

5.6 (хор)

3.

Завьялов А.

15

22

23

4 (отл)

4.

Церищев В.

16

25

22

5.2 (хор)

5.

Поляков И.

18

23

21

4.8 (отл)

6.

Фролов С.

15

26

23

5.6 (хор)

7.

Шунц Л.

18

28

20

6.4 (хор)

8.

Солоков М.

16

23

20

3.6 (отл)

9.

Яковлев Т.

18

31

21

8 (хор)

10.

Тимофеев К.

16

30

20

6.4 (хор)

11.

Чернов П.

17

25

19

4.4 (отл)

12.

Егоров М.

15

27

20

4.8 (отл)

13.

Зуев А.

17

28

19

5.6 (хор)

14.

Прытков Д.

21

35

22

11.2 (уд)

15.

Зенкин К.

15

27

20

4.8 (отл)

16.

Циганков Д.

19

34

23

10.4 (уд)

17.

Стати О.

18

35

24

10.8 (уд)

18.

Мишин Е.

16

27

20

5.2 (хор)

19.

Самойлов М.

17

32

22

8.4 (хор)

20.

Чирко Е.

18

32

21

8.4 (хор)

Таким образом, в результате тестирования сельской школы выявились следующие данные:

«атлетическое сердце» — 0

«отлично» — 6

«хорошо» — 11

«удовлетворительно» — 3

«плохо» — 0

Для того чтобы четко увидеть различия между Сясьстройской школой №2 (ССШ) и городской школой №594, проведем сравнительный анализ тестирования методом «Индекса Руфье»:

Школа

СПб №594

ССШ №2

СПб №594

ССШ №2

СПб №594

ССШ №2

удовлетворительный

хороший

отличный

Индекс

7

3

10

11

3

6

Проценты

35%

15%

50%

55%

15%

30%

На основе полученных данных построим диаграмму (см. Приложение рис. 4.) В результате данного исследования можно сделать следующие выводы:

Ни в одной из школ не выявились показатели, соответствующие уровню «атлетического сердца» (индекс менее 0) и уровню «плохо» (индекс от 15.1 и более). А вот данные «удовлетворительно» (индекс ) городских школах (7) в отличие от сельских (3) превышают в два раза. По данным «отлично» мы наблюдаем почти такую же ситуацию: в СШ СПБ-3, в ССШ — 6. Это свидетельствует о том, что дети, учащиеся в городской школе менее подготовлены к нагрузке, чем дети, учащиеся в сельской школе. И их ССС более подвержена внешним воздействиям, чем у сельских детей.

Читайте также:  Важность спортивного питания для роста мышц

На диаграмме хорошо видны различия между показателями ССШ в СПб и ССШ. (Приложение рис. 1).

Нормативные требования для американских школьников в сгибании туловища

Таблица 49

ПРОТОКОЛ №…

Воз­раст, лет Уро­вень Баллы Сед из положе-ния лежа на спине, колич. раз за 1 мин Прыжок в длину с места, см Наклон вперед в седе, см Вис на сог­нутых руках, с Челноч­ный бег 4×10 м, с Бег 2400 м, мин, с
12 А 5 41 201 62 4 10,7 1:31
В 4 38—41 192—201 54—62 4 10,7—11,0 11:31—12:20
С 3 34—37 182— 191 55—58 3 11,1—11,4 12:21—13:10
D 2 30—33 172— 181 51—54 2 11,5—11,8 13:11—14:00
Е 1 26—29 162— 171 47— 50 1 11,9—12,2 14:01—14:50
15 А 5 42 237 65 7 10,2
В 4 40—42 228— 237 62— 65 6 10,2—10,3 10:31—11:20
С 3 37—39 218—227 58—61 5 10,4—10,5 11:21—12:10
D 2 34—36 208—217 54— 57 3—4 10,6—10,9 12:11—13:00
Е 1 30—33 198— 207 49—53 2 11,0—11,3 13:01—13:50
А 5 42 249 66 9 10,2 10:11
В 4 40—42 240— 249 62—66 8—9 10,2—10,3 10:11—11:00
С 3 37—39 230-^- 239 58—61 6—7 10,4—10,5 11:01—11:50
D 2 34—36 220— 229 54—57 5 10,6—10,7 11:51—12:40
Е 1 31—33 210—219 49—53 3—4 10,8—10,9 12:41—13:30

Таблица 53

Воз­раст, лет Уро­вень Баллы Сед из положе-ния лежа на спине, колич. раз за 1 мин Прыжок в длину с места, см Наклон вперед в седе, см Вис на сог­нутых руках, с Челноч­ный бег 4×10 м, с Бег 2400 м, мин, с
12 А 5 29 167 60 35 12,0 15:06
В 4 26—29 . 159—167 57—60 28—35 12,0—12,3 15:06—16:05
С 3 22—25 150— 158 53—56 21—27 12,4—12,7 16:06—17:05
D 2 18—21 141— 149 49—52 14—20 12,8—13,1 17:06—18:05
Е 1 14—17 132— 140 45— 48 7—13 13,2—13,5 18:06—19:05
15 А 5 30 182 65 44 11,3 14:36
В 4 29—30 174— 182 62—65 37—44 11,3—11,6 14:36—15:25
С 3 25—28 165—173 58— 61 30—36 11,7—12,0 15:26—16:20
D 2 21—24 156— 164 54—57 23—29 12,1—12,4 16:21—17:20
Е 1 17—20 147— 155 49—53 16—22 12,5—12,8 17:21—18:15
А 5 30 189 67 45 11,2 14:31
В 4 29—30 181—189 64— 67 42—45 11,3—11,5 14:31—15:05
С 3 27—28 172—180 59— 63 35—41 11,6—11,8 15:06—16:00
D 2 23—26 163— 171 54—58 28—34 11,9—12,1 16:01—16:50
Е 1 19—22 154—162 49—53 21—27 12,2—12,5 16:51—17:45

Норма теста Руфье для детей и подростков

У детей и подростков результаты пробы Руфье оцениваются в зависимости от возраста ребенка. По полученному показателю оценивается результат пробы.

Результат после проведения теста по пробе Руфье может быть:

  1. Отличный.
  2. Хороший.
  3. Удовлетворительный.
  4. Слабый.
  5. Неудовлетворительный.

Норма для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет будет равна индексу 8-9.

Нормальный показатель индекса для ребенка от 11 до 14 лет составляет 5-6

Для подростков норма по пробе Руфье не должна быть выше 5, а для взрослых уже используется модифицированная версия этого теста, под названием проба Руфье-Диксона.

Чтобы определить, какой же результат получен у ребенка в определенном возрасте, пользуются специальными таблицами.

Таблица для детей от 7 до 10 лет

В приведенном выше примере расчета, ребенок 10 лет имеет индекс Руфье, равный 8,8. Следовательно, у него исходя из данных этой таблицы – хороший результат пробы.

Таблица для детей от 11 до 14 лет

Школьники с 5 по 9 класс для удовлетворительной оценки по пробе Руфье должны иметь индекс после проведения теста около 11.

Таблица для подростков от 15 лет и старше

Для старшеклассников и подростков индекс не должен быть более 10.